Интервью с дирижером Дмитрием Орлянским
О дирижировании и психологии музыкантов
Задача дирижёра любыми возможными способами добиться того, чтобы так или иначе начался творческий процесс!
И если это удаётся, то дальше уже всё просто, - дальше начинается музыка, инерция, ты избавляешься от излишнего напряжения и даже уже не думаешь о том что говорить музыкантам, всё происходит само собой.
А уже после репетиции и особенно после концерта, происходит своего рода освобождение, освобождение от груза тех творческих сомнений, которые так или иначе терзали тебя до выхода к оркестру.
Молодой дирижёр обязательно должен пройти через эти этапы, приобрести опыт. И не только музыкальный, но и жизненный! Ведь не даром говорят: "Профессия дирижёра - это профессия второй половины жизни".
Спустя годы для меня стало очевидно, - дирижёр воздействует на музыкантов не только руками. И я даже скажу больше: жестикулирование не имеет никакого отношения к дирижированию. Здесь имеет значение внутренний импульс. Важно ощутить нужную атмосферу сочинения, потому что именно это определяет успех!
Может моя мысль прозвучит слишком пафосно, но на мой взгляд, главная задача дирижёра - это в идеале освободить музыкантов от нотного материала, то есть исключить формальность и играть душой, от сердца".
Чуть позже я понял, - да, недостаточно овладеть дирижёрской техникой, выучить музыкальный текст и полностью, так сказать, слиться с той музыкой, которую ты выносишь.
Здесь ещё важно учитывать то, что ты имеешь дело с живыми людьми: кто-то выспался, кто-то нет, кто-то поел, а кто-то не успел, кто-то возможно, с кем-то поссорился и т.д..
Это неуловимо создаёт в оркестре атмосферу довольно сильного давления, причём без всякого злого умысла со стороны коллектива, чисто подсознательно.
Следовательно, и мне вскоре стало это понятно, что первые минуты репетиции являются определяющими - пошло или не пошло..
- "Что именно в то время, когда вы были студентом консерватории, казалось вам сложным в работе с оркестром ?"
-"Я был ещё очень молод и, на тот момент, мне просто не хватало опыта..
Знаете, как это бывает: приходишь в оркестр, тебе 20 лет, в оркестре около 100 человек, многие из которых старше тебя в два, а некоторые и в три раза! Среди них есть люди с наградами, званиями..
И вот они смотрят на тебя, юнца, - ну что, учить нас пришёл?
Разумеется, мой преподаватель был рядом на репетициях и поддерживал меня, кто-то из музыкантов помню пошутил, бросив на меня взгляд: "С телохранителем пришёл.."(смеётся)
- "Расскажите, пожалуйста, подробнее, что стоит за этим необычным процессом ?"
-"К примеру, вилочка чуть раньше или чуть позже уже решает многое!
Важно почувствовать момент, когда нужно выделить голоса определённой группы инструментов или приглушить их звучание для создания нужной атмосферы.
Если Басы или группа, играющая гармонию не проявят себя в нужное время, не покажут свою краску - музыка уже не та".
"Значит, все эти тонкие моменты Вы доносите до коллектива ещё на репетициях?"
-"Безусловно! Для меня репетиционный процесс очень важен, так как именно на репетиции я ищу, как горняк, особое звучание!"
- «Дмитрий Владиславович, помните ли Вы тот момент, когда впервые почувствовали желание стать дирижёром?»
-"Вероятно это случилось тогда, когда я впервые побывал в Большом зале консерватории в 1997 году на концерте с участием Симфонического оркестра.
К сожалению, не помню как назывался оркестр и имя дирижёра, но зато прекрасно помню свои впечатления и если быть откровенным, - я просто оцепенел.."
-"Дмитрий Владиславович, добрый день!"
- "Здравствуйте!"
-"Мы искренне благодарны Вам за согласие дать интервью!
В одной из ваших авторских передач прозвучала фраза: 'Дирижирование - тёмное дело'. Расскажите, пожалуйста, каким образом Вы работаете над партитурой?"
-"Как дирижёр, я стараюсь обращать внимание на мелкие детали в партитуре, которые на первый взгляд могут быть и незаметны. А они существуют!
В этом смысле работа дирижёра напоминает деятельность горняка, добывающего драгоценные камни или старателя, который ищет золото.."